Украинская риторика XIX-XX вв.

Развитие украинского риторического слова во времена правления Российской и Австро-Венгерской империй представляет собой пеструю картину.
Подавленность украинской национальной жизни в составе Российской и Австро-Венгерской монархии не способствовала развитию украинских красноречия, а языки образования, церкви, юриспруденции были русский, немецкий, польский или церковно-славянский.
В восточной Украине почти безраздельно господствовала российская речь. Когда юный И. Нечуй-Левицкий во времена своей учебы употреблял украинское слово, он должен был день ходить с доской на шее, на которой было написано: "употребляет мужицкие слова".

Но пробуждение национального самосознания и политической активности вырисовывается в таких документах, как письмо Н. Костомарова к издателю "Колокола":
"После киевского дела были запрещены все произведения обвинённых, а цензура и шпионство начали страшно свирепствовать против Украины; не только украинской книге не разрешалась появляться на свет, но преследывались даже научные статьи об Украине на русском языке, сами названия" Украина "," Малороссия "," Гетманщина "посчитали за нелояльные".

И одновременно такие выдающиеся ученые, как М. Максимович и М. Погодин доказали, что украинский язык не является каким-то "диалектом", что это самостоятельный, настоящий язык. Однако все разбивалось о государственную политику.
Не лучшим было, конечно, положение и на Западной Украины.

Однако, жизнь выдвигала и неординарные личности, которые продемонстрировали рост украинского национального самосознания и в определенной степени пробуждения украинского риторического слова. Интересной фигурой является, например. Г. Яхимович, выдающийся церковный и политический оратор первой половины XIX в., Профессор богословия, львовский митрополит депутатом Венского парламента, который был одним основателей Главной Русской Рады во Львове (1848 г.). В манифесте этой организации было ярко изображено стремление украинцев к политическому самоопределению, он заканчивался лозунгом "Будем тем, чем быть можем и должны. Будем народом." Остался он в истории украинской риторики как автор многочисленных проповедей.

Одновременно оживление в XIX в. общественной жизни в России и Украине после отмены крепостного права, так же, как в Западной Украине, которая находилась в составе Австро-Венгрии, привело к некоторому подъему роли риторики, численности в сфере судебного красноречия. Общественно-политические процессы в Европе XIX в. повлекли существенные реформы во всех сферах жизни. Например, введение суда присяжных и развитие адвокатуры обусловили возрастание роли юридического красноречия, оно заняло заметное место в обществе, которое постепенно освобождалось от архаичных норм политической жизни, развивало юстицию, основанную на основах римского права, которое исповедовало принцип священности частной собственности и неприкосновенности личности.
Западная Украина, которая находилась тогда на правах культурно-национальной автономии, введенной Веной, смелее развивала украинское слово - здесь оно не запрещено, как в Российской империи. Вместе с тем образованные западноукраинцы свободно владели немецким и другими языками Европы. Достаточно вспомнить блестящие выступления И. Франко в австрийском суде.

Академическое красноречие в Украине, хотя и не на родном языке, набирало в XIX в. силы: выдающимися профессорами-лекторами были М. Максимович, первый ректор Киевского университета и В. Антонович, профессор этого университета, председатель Исторического общества Нестора Летописца. Известным ученым-лектором и публицистом был М. Драгоманов, общественный деятель, один из отцов украинской национальной идеи. Он читал лекции в гимназии, Киевском и Софийском университетах, был одним из основателей учительских курсов для украинских школ, инициатором создания украиноязычных учебников.
В частности, были и знатоки предмета риторики: среди российских авторов XIX в. выделяется имя К. Зеленецкий, преподававший в Ришельевском лицее в Одессе и написавший несколько пособий,которые переиздавались и в XX в. Со стабилизацией общественной жизни во второй половине XIX в, появилась все большая потребность в риторике не в одной только Украине. Однако XIX в. ничего существенного в этой области не создал, выдавались только пособия, написанные по канонам античной риторики.
Динамизация политической жизни в России второй половины XIX-начала XX в. порождает феномен многоаспектного политического красноречия - достаточно вспомнить имена деятелей русской революции: А. Керенского, Троцкого, В. Ленина и др.

На рубеже XIX-XX вв. появляется целый ряд ярких и популярных политических пропагандистов и в Украине, Среди представителей тогдашнего политического красноречия выделяется Н. Михновский, адвокат и политик,который выступил как один из организаторов Украинской народной партии. Надписанные им для партии "Программа" и "Десять заповедей" стали заметным явлением политической жизни. Кроме того, известен как талантливый судебный оратор на политических процессах.
Известный был и председатель Общества украинских поступовцев, активный участник украинской политической жизни Е. Чикаленко. Еще в конце XIX в. в России стали популярными его публицистические "Разговоры о сельском хозяйстве". Был издателем газеты "Общественное мнение" - единственной газеты в России. В советские времена создал "Воспоминания" и "Дневник".

Заметное влияние на политическую философию украинского национализма произвел Д. Донцов. Он часто менял свои политические взгляды, но неизменно выступал как идеолог самостоятельности Украины, последовательно придерживаясь антироссийской позиции. Его публицистика ("История развития украинской государственной идеи", "Национализм",'' Московская отрава "," Россия или Европа "и др.). Стала политической подоплекой борьбы ОУН.
Популярен был публицист, политик и литературовед С. Ефремов, заместитель председателя Центральной Рады, широко обосновывал украинскую национальную идею.
Особым авторитетом пользовался М. Грушевский ведущий деятель государства и национального образования, ученый публицист. М. Грушевский был известен как политический оратор, который заслуженно считается одним из родителей украинской нации. В частности, именно под его влиянием было впервые объявлено официально новой статус украинского языка как государственного ("Закон Центральной Рады о государственном языке". 1918).

В целом же на рубеже XIX-XX вв. общий уровень риторики в Украине, как и в мире в целом, заметно снижается; наблюдается разве что подъем академического красноречия, хотя XX в. не дал ничего принципиально нового развитию элоквенции, особенно в тоталитарных государствах, в том числе и в бывшем СССР.
В целом следует сказать, что начало XX в. - Это трагическая эпоха. С одной стороны, это пора подъема национального самосознания украинцев, буйство духовной культуры края, развитие самых разных школ и течений в литературе и искусстве. С другой стороны, этот национальный ренессанс был обречен на гибель в условиях нарастания тоталитаризма. В частности, если речь идет о свободном развитии украинского языка, освободившегося от гнета предыдущего ущемления в самодержавной России, то успехи его безусловны. Но параллельно начинается, как составная часть борьбы с "украинским национализмом", постепенная, плановая и неумолимая русификация Украины. В этих условиях трудно было надеяться на любой развитие украинского риторики.

Проследите несколько этапов этого процесса. С октября 1927 г. принято постановление ЦК ВКП (б) "Об улучшении партийного руководства прессой". Сразу же при Комунистическом университете им. Артема в Киеве открывается отдел газетных работников; впоследствии -через газетный техникум появляется немало новых газет и журналов. Внедрены областные газеты (1932 г.). В 1924-1925 гг в эфир радиопередачи, среди которых заметное место занимают "рабочие и колхозно-совхозные радиогазеты".
Тяжелый период второй мировой войны и послевоенные репрессии в отношении украинства почти в корне истребили возможности свободного украинского слова. Однако это не означает, что исчезла официальная риторика, официальная пропаганда. С 1945 г. работает украинского радио; с 1951 г. разворачивает свою деятельность украинское телевидение.

Новейшая эпоха истории Украины сказывается вспышкой риторической энергии общества. Высвобождение духовного поиска привело к обновлению древней церковной гомилетики: соревнования и полемика между различными конфессиями приобретают широкий резонанс. Более ста политических партий Украины пользуются полным правом вынесения своих программ и лозунгов. Академическое слово приобрело небывалую раскованность - как в сфере содержания, так и в форме самовыражения оратора. Не нужно много говорить о расцвете бытового красноречия, которое окрасилось всеми интонациями и словесными красками, которые только хочет использовать человек, хотя порой за счет снижения культурного требовательности и потери чувства меры, как это обычно свойственно для переходных периодов.

Дата публикации:2012-12-18

Просмотров:725

Вернуться в оглавление: Риторика


Тематика:

 ► Философия
 ► Экономика
 ► Религия
 ► Строительство
 ► История
 ► Культурология
 ► Социология
 ► Риторика
 ► Политология
 ► Психология
 ► Право
 ► Экология
 ► Финансы


2012 - 2014 При использовании материала, обязательно ставить ссылку на источник - entelehia.ru.


Страница сгенерирована за: 0.024 сек.