Общая характеристика философии Нового времени

Несмотря на то, что Ренессанс еще продолжал распространяться по Европе, нельзя было не заметить и рождения нового в жизни континента. Состоялись первые буржуазные революции: в Нидерландах (1609) и в Англии (1688), и теперь в эти страны переместился центр европейской экономической жизни. Ремесленное производство превращалось в мануфактурное, расцветает торговля, в особенности  связанная с морем, постепенно исчезают феодальные отношения. Наряду со старыми классами складываются новые: рабочий класс и буржуазия.
Осуществлялся также переворот  в духовной жизни и в целом в культуре. Он сказался, в частности, в возрастании объективной потребности в развитии естествознания. Промышленное производство требовало дальнейшего развития науки, и прежде всего в её прикладном аспекте. Наука всё больше оформляется как непосредственная производительная сила и на её состояние начинают обращать внимание государственные деятели, она становится даже предметом государственной политики. Да и сами ученые осознают своё значение в обществе, а это сказалось на появлении новых форм  организации исследовательской деятельности – возникают академии наук, разнообразные научные сообщества. XVII век был временем деятельности таких выдающихся учёных как Г. Галилей, И. Ньютон, Р. Бойль, Й. Кеплер, Х. Гюйгенс, а также периодом великих географических открытий, политического и экономического освоения новых  земель.

Наконец, в отличие от средневековья, которое ориентировалось на решение мировоззренческих вопросов в их теологической форме, и в отличие от Возрождения, которое сосредоточивалось на моральном и художественно-эстетичном изображении человека, Новое время ориентируется преимущественно на естествознание. «Преимущественно», потому что за этим стоит общее стремление адекватно воспроизвести действительность, и желательно, чтобы качественно новое познание опиралось на разум и практический опыт.
Ориентация на естествознание вела к изменению соотношения собственно философских знаний и знаний о природе. Во времена античности  и средневековья почти не было четких границ между философией и теми областями наук, которые изучали отдельные стороны действительности. С переходом же к Новому времени состояние дел  в системе знаний начало коренным образом изменяться, поскольку наряду с философией возникают и самостоятельно развиваются частные науки о природе и обществе. Обособление от некогда единой натурфилософии механики, астрономии, математики, физики, химии, физиологии с их специфическими методами познания вело к изменению самого статуса философии, её предмета и роли. Философы начинают больше уделять внимания вопросам методологии и теории познания. Формулируются проблемы, которые касаются происхождения знаний, познания, его источников, соотношения  чувственного, опытного и рационального, обостряется проблема истины. При ответах на такие вопросы философы склонялись либо к эмпиризму, либо к рационализму. Представителями первого были Ф. Бекон, Т. Гоббс, Д. Локк, второго – Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Понятно, что указанные здесь имена далеко не исчерпывают список.

Кроме гносеологических вопросов философов интересуют также вопросы упорядочения, систематизации достижений науки. Именно потребность решения этих вопросов, очевидно, и питала рационалистические мотивы в философии, тогда как общая опытная ориентация науки больше содействовала укреплению позиций эмпиризма.
Что касается других черт философии Нового времени, то следует отметить распространение материалистических тенденций в её развитии. Правда, это был материализм механистического толка, поскольку опирался он на наиболее развитую тогда науку - механику. Механика была лидером естествознания и ясно, что философы-систематизаторы знаний распространяли „механистическое” мышление  на все естественные и социальные явления.

Специфически складывались взаимоотношения между философией и религией. В XVII в. философия занимает промежуточную позицию между религией и наукой. Среди философов и естествоиспытателей была распространена концепция „двух истин” (считалось, что существуют истины разума, которые открываются через науку, и истины веры, которые доступны только религиозному человеку). Они опирались на  эту концепцию, чтобы сохранить некоторую независимость научного творчества от церкви.

Дата публикации:2012-11-24

Просмотров:1163

Вернуться в оглавление: Философия Нового Времени


Эти статьи могут быть вам полезны:

Тематика:

 ► Лекции

 ► Философия
 ► Экономика
 ► Религия
 ► Строительство
 ► История
 ► Культурология
 ► Социология
 ► Риторика
 ► Политология
 ► Психология
 ► Право
 ► Экология
 ► Финансы
 ► Медицина


2012 - 2014 При использовании материала, обязательно ставить ссылку на источник - entelehia.ru.


Страница сгенерирована за: 0.027 сек.