Концепции сбалансирования бюджета

Можно выделить три основные концепции, каждая из которых дает свой ответ на вопрос: сбалансирование бюджета или стабилизация экономики.

Первая из них - концепция ежегодного балансирования бюджета. В условиях спада экономики и сокращения бюджетных поступлений реализация этой политики предполагает соответствующее дискреционное сокращение государственных закупок и рост чистых налогов из-за сокращения трансфертов или рост налоговых ставок. Но такие меры являются проциклическими и сбалансировав бюджет, правительство создаст условия для дальнейшего ухудшения макроэкономической ситуации в стране. В условиях инфляции и "перегрева" экономики, при существующих ставках, растут налоговые поступления и возникает профицит, для балансирования бюджета следует либо увеличить государственные закупки, или (и) сократить чистые налоги за счет сокращения налоговых ставок и (или) увеличения трансфертов . Но эти меры еще больше усилят "перегрев" экономики и инфляцию. Таким образом, среди альтернативных целей: стабилизация или балансирования бюджета - следует выбирать макроэкономическую стабильность.

Вторая концепция основывается на идее балансирования бюджета на циклической основе. Согласно этой концепции бюджет должен быть сбалансированным в течение экономического цикла. Профицит, который возникает во время подъема экономической конъюнктуры должен перекрывать дефицит, который возникает во время спада как за счет автоматической реакции на сокращение общих доходов, так и за счет реализации стабилизирующих мер фискальной политики. Но на практике достичь уравновешивания доходов и расходов государства на протяжении экономического цикла довольно сложно, поскольку глубина экономических колебаний и продолжительность отдельных фаз являются неравномерными.

Третья концепция регулирования государственного бюджета, которую называют концепцией функциональных финансов, основывается на принципе выбора приоритетов. Согласно этой концепции целью должно быть балансирование экономики, а не бюджета. Государственный бюджет и фискальная политика - инструменты достижения макроэкономической стабильности, которое может сопровождаться наличием как дефицита, так и профицита бюджета.

Дата публикации:2013-03-02

Просмотров:1015

Вернуться в оглавление: Макроэкономика


Тематика:

 ► Лекции

 ► Философия
 ► Экономика
 ► Религия
 ► Строительство
 ► История
 ► Культурология
 ► Социология
 ► Риторика
 ► Политология
 ► Психология
 ► Право
 ► Экология
 ► Финансы
 ► Медицина


2012 - 2014 При использовании материала, обязательно ставить ссылку на источник - entelehia.ru.


Страница сгенерирована за: 0.028 сек.